Значение маркировки аккумулятора
Аккумулятор – орган автомобиля, о котором многие с уверенностью могут сказать, что всё о нём знают. Аккумуляторная батарея обеспечивает запуск двигателя и служит резервным источником электричества, от ее надежности и качества зависит бесперебойная эксплуатация автомобиля. Всё так. Но почему тогда случаются ситуации, когда еще новая и оклеенная красочной этикеткой батарея вдруг “садится в ноль”? Сколько хлопот стоит автовладельцу зимним утром при бодрящем морозце поискать коллегу, согласного дать “прикурить” от своего аккумулятора.
В условиях нынешнего разнообразия предлагаемых АКБ непросто выбрать наиболее подходящий аккумулятор с максимальным сроком службы. Аккумуляторные батареи отечественного производства маркируют следующим образом – например, 6СТ-190А.
Цифры и буквы означают: 6 – число двухвольтовых аккумуляторных элементов (общее напряжение 12 В); СТ – тип батареи – стартерная, ёмкость – 190 ампер-часов. ТМ – термопласт или А- принадлежность к новому типовому ряду (полипропиленовый корпус с общей крышкой).
Для приобретения импортной аккумуляторной батареи важно знать наименование фирмы и страны, изготовившей данный аккумулятор. По европейским и российским стандартам основным показателем аккумуляторной батареи является ее номинальная ёмкость в ампер-часах (А-ч или А-h). Это число обязательно входит в наименование батареи и обозначено на ее этикетке. Если на этикетке присутствуют слова “Wartungsfrei” или “Maintenance-free”, то это означает, что аккумуляторная батарея выполнена по новой технологии и отличается пониженным саморазрядом. Такие батареи по российским стандартам относятся к “необслуживаемым”, или “безуходным”. Необходимо помнить о том, что аккумулятор должен иметь габариты, допустимые для установки на вашем автомобиле.
Правила выбора АКБ
Правило первое
При покупке новой аккумуляторной батареи выбирайте ее по емкости равной или близкой к емкости заменяемой батареи. Это связано с тем, что электрооборудование каждого типа автомобиля рассчитано на поддержание положительного баланса зарядно-разрядных токов (количества электроэнергии, то есть емкости).
Правило второе
При покупке импортной аккумуляторной батареи отдавайте предпочтение той стране-изготовителю, которая близка по климату вашему региону. Для европейской части России ближе всего западно-европейские аккумуляторы (например, изготовленные в Германии). Это правило страхует вас от покупки батареи, не предназначенной для работы в условиях холодного климата.
Правило третье
При покупке залитой электролитом аккумуляторной батареи (отечественной или импортной) обязательно проконтролируйте плотность электролита. Батарея должна быть заряженной, и плотность электролита в ней не должна быть ниже 1,25 г/см2. Качество европейских сухозаряженных батарей гарантируется технологией их изготовления и сохраняется в течение нескольких лет. Например, немецкий концерн “WARTA” гарантирует срок хранения не менее 6 лет без снижения эксплуатационных качеств.
Правило четвертое
Скупой платит дважды. Заплатив миллионы рублей за автомашину, не выгадывайте 2-5 тысяч при покупке нового аккумулятора. Помните: самая частая причина неисправности автомобиля – это электрооборудование (“не заводится”), что влечет за собой неизбежное обращение к автоэлектрику.
Правило пятое
Эксплуатация, в частности зарядка, различных батарей прежде всего зависит от конструктивного исполнения. Перед началом эксплуатации залитой батареи еще раз проверьте плотность во всех элементах аккумулятора. Если плотность у вашей батареи не менее 1,26 г/см2, то её можно сразу ставить на автомобиль, в противном случае АКБ желательно дозарядить. Исправная батарея быстро и полностью заряжается (при контроле силы тока и плотности электролита) в соответствии с правилами зарядки, изложенными в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Обычно рекомендуют ток заряда, равный 0,1 емкости батареи (если емкость батареи 55 А/ч, то ток заряда 5,5 А). Причем напряжение на клеммах аккумулятора не должно превышать 14.8 В. Если напряжение становится выше 14,8 В, а плотность электролита остается низкой, попробуйте продолжить зарядку, уменьшив ток в два-три раза. Время зарядки соответственно увеличится. Если и это не помогло довести плотность электролита до нормы (1,27 г/см2), то такую батарею нужно вернуть для определения вида дефекта.
На рынке России чаще можно встретить батареи в сухозаряженном исполнении, которые после залива электролита готовы к эксплуатации. Сухозаряженную батарею заливайте электролитом, в происхождении и качестве которого вы не сомневаетесь. Это должен быть раствор только серной аккумуляторной (или серной химически чистой) кислоты в дистиллированной воде, с плотностью 1,27-1,28 г/см2. Применение некачественного (грязного, с примесями) электролита преждевременно выводит аккумулятор из строя.
Помните, что большинство отечественных батарей называют “сухозаряженными” по недоразумению. Реально, после залива электролита, они требуют дозаряда. В любом случае, после залива электролита через 1-2 часа проверьте плотность. Если плотность ниже номинальной, необходим дозаряд.
Батареи фирмы “WARTA” (“необслуживаемые”) чаще всего поставляются в Россию в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние рекомендуется электролит повышенной чистоты. Следует использовать аккумуляторную серную кислоту повышенного сорта по ГОСТу 667-73 или серную химически чистую. Применение серной кислоты первого сорта (в ГОСТе предусмотрены только высший и первый) из-за снижения чистоты электролита приводит к преждевременному выходу из строя аккумуляторной батареи.
При работе с крепкой серной кислотой и ее растворами необходимо иметь под рукой соду для нейтрализации пролитой кислоты и чистую воду для смыва брызг кислоты, попавших в глаза или на кожу.
При заряде образуется взрывоопасный газ (смесь водорода и кислорода), поэтому зарядка и хранение заряженных батарей должны производиться в хорошо вентилируемых помещениях, где исключено скопление газа, открытое пламя или искрение (так как может взорваться газ, находящийся под крышкой элементов).
Аккумуляторные батареи с открытыми межэлементными соединениями особенно опасны при возникновении мощного короткого замыкания. Короткие замыкания батареи и мощное искрение возможны при случайном закорачивании противоположной клеммы на массу автомобиля, при операциях “прикуривания” от вашего аккумулятора автомобилей с неисправной батареей.
Срок эксплуатации зависит, прежде всего, от интенсивности использования автомобиля.
Советы по уходу за находящимся в эксплуатации аккумулятором:
- Следите за исправностью электрооборудования автомобиля.
- Периодически проверяйте уровень электролита: верхние кромки пластин должны быть покрыты электролитом на 10 мм; доливать аккумулятор можно только дистиллированной водой;
- Периодически контролируйте плотность электролита, оборудования и наличия на борту транспортного средства устройств, питаемых от аккумулятора.